Главная » 2015 » Апрель » 25 » Визитная карточка на конкурс "Воспитатель года" 2015
20:35
Визитная карточка на конкурс "Воспитатель года" 2015
Я – мама двоих детей, учеников старшей и младшей школ. Как от качества образования может зависеть качество жизни, я знаю не понаслышке. Старший сын, получивший пятерку за блестящий ответ по предмету, бурно выразил на уроке радость за пережитый успех: не один час накануне был потрачен им с отцом на глубокое изучение темы. Однако, учитель не разделил радость моего сына, счел его поведение не уместным и лишил его отметки. Ни я, ни папа так и не смогли объяснить ребенку, не уронив авторитет педагога, какую тот преследовал цель…

Качество жизни моего сына и нашей семьи неоднократно страдало от непонимания некоторыми педагогами возрастных особенностей развития. Качество образования для некоторых из них сводилось к «пятеркам», а «пятерки» - к послушанию и прилежанию, а не к способностям и возможностям детской личности. В этот круговорот попадали и мы, родители. Поэтому для меня, для мамы и профессионала, словосочетание «качество образования» имеет конкретные очертания.

Что такое качество жизни? Это в первую очередь востребованность, реализованность и успешность личности. Как достичь этого? Путем раскрытия способностей и их развития; осознания своих возможностей; приобретения новых знаний, опыта и их воплощения в жизнь. Как педагог-психолог, я понимаю, что это - есть результат развития, и на каждом возрастном этапе эти задачи решаются на новом витке. Поэтому роль системы образования и всех ее субъектов (детей, педагогов, родителей) сложно переоценить.

Сегодня целью образования является не только сумма знаний, умений и навыков, которыми овладеет ребенок на определенном возрастном этапе, и не удовлетворение профессиональных амбиций педагогического коллектива, выражающихся в рейтингах и количествах грамот и регалий. Цель психолого-педагогических усилий - индивидуальная динамика развития личности каждого ребенка в образовательно-воспитательном процессе и формирование его успешности. Именно она станет фундаментом качества жизни личности в будущем.

Для того, чтобы это стало возможным, педагог должен знать сущность понятия «развитие», знать возрастные закономерности, психологические механизмы. Уметь так проектировать и организовывать собственную и детскую деятельность, чтобы обучение вело за собой развитие. Именно этим определяется качество образовательной среды.

На первый взгляд можно сделать вывод, что это некий количественный и качественный результат, демонстрируемый детьми. Однако, прежде чем он будет достигнут, педагогическим коллективом должен быть пройден определенный путь, который выстраивается в причинно-следственную связь.

Первое, самое важное, - это целевая установка, одинаково понимаемая и принимаемая каждым членом коллектива. На этом этапе роль педагога-психолога чрезвычайно важна, т.к. подмена цели или ее смещение ведет к иному результату, т.е. изменению траектории развития детской личности и качества ее жизни в будущем.

Следующим этапом, вытекающим из осознания целей своей деятельности, является создание комплекса психолого-педагогических условий, способствующих развитию личности ребенка, и построение индивидуального маршрута образовательно-воспитательного процесса.

Сегодня образование претерпевает модернизацию. ФГОС определяет требования к образовательным результатам. В школе это триада предметных, метапредметных и личностных результатов ребенка, складывающихся в компетентности. В детском саду - соотносящиеся с ними интегративные качества личности ребенка. Достичь их можно только грамотно и целенаправленно спроектированной и реализованной совместной деятельностью педагога и ребенка, а также деятельностью самих детей, что отражает сущность системно-деятельностного подхода.

Очевидно, что успешность ребенка является следствием условий, которые создают взрослые. Именно поэтому качество жизни зависит напрямую от качества образования. Понимание этого, на мой взгляд, кардинально изменяет вектор направленности профессиональных усилий педагога-психолога: от измерения и оценки личности ребенка на экспертизу деятельности педагогического коллектива и образовательной среды учреждения.

Мне кажется закономерным одним из условий модернизации системы образования выстраивание психолого-педагогического сопровождения. Одним из основных его ориентиров должно стать повышение психологической компетенции педагогов и родителей.

В заключение хочу отметить, что с поступлением младшей дочки в школу и началом моей активной профессиональной деятельности качество жизни моей семьи стало заметно лучше, в частности потому, что я и учитель моего ребенка качество образования понимаем одинаково.
Категория: Воспитатель года | Просмотров: 2967 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]